Юрий Прозорсков: «Если какая-то отрасль проседает, надо смотреть другие направления развития»

yurij-prozorskov-esli-kakaya-to-otrasl-prosedaet-nado-smotret-drugie-napravleniya-razvitiya
Возможность инвестиций в технический парк можно назвать одним из показателей не только устойчивости компании на рынке, но и его развития. О том, насколько охотно последние два года предприятия модернизировались, и как в этот период чувствовали себя поставщики оборудования журналу «Промышленные покрытия» рассказывает Юрий Прозорсков, генеральный директор компании «ТЕКСА».
2016 год на выставке «Интерлакокраска» вы называли тяжелым временем для лакокрасочной отрасли и пожелали рынку роста. Каким стал этот год для компании «ТЕКСА»?

2016 год был непростым для всей страны, не только для лакокрасочной отрасли. В такие периоды компаниям сложно расти, поэтому многие предприятия либо очень осторожно инвестировали в новые проекты, либо не инвестировали вовсе. Нет смысла в наращивании мощностей при падении продаж. Конечно, есть отдельные предприятия в отрасли, которые утверждают, что кризис – это идеальное время для развития. К сожалению, средства для инвестиций нельзя создать из воздуха. Инвестировать же в новые мощности при условии, что непонятно, как будет развиваться рынок, сложно.

Для компании «ТЕКСА» 2016 год закончился небольшим ростом – продажи, по сравнению с 2015 годом, увеличились. Завершались проекты, которые стартовали еще в 2015 году. Были и новые задачи, связанные со строительством новых лакокрасочных заводов и расширением действующих производств. К таким проектам можно отнести завод «ЛКМ Групп» в Липецке, Hempel в Ульяновске, Jotun и Teknos в Санкт-Петербурге.

Можно сказать, что ваше пожелание роста лакокрасочной отрасли сбылось в 2017 году. Если верить официальной статистике, прошлый год стал для лакокраски рекордным по объемам продукции. Увеличилось как производство материалов на органической основе, так и на водной. Вы ощутили подъем отрасли?

Утверждать, что в этот период выпущен рекордный объем ЛКМ, с одной стороны, правильно, с другой стороны – нет. Из общения с представителями крупных российских производителей ЛКМ декоративного направления можно сделать вывод, что рост производства составил 5–10 %. Более положительная динамика наблюдалась в секторе индустриальных ЛКМ – рост производства составил 15–30 %.

Для «ТЕКСЫ» 2017 год закончился с приростом в 30 %, если учитывать все направления, которыми занимается компания. Мы участвовали во многих проектах, включая реконструкции российских предприятий, например, «Рогнеда», «Текнос», «Лакра Синтез», «ЛКМ групп». Активно инвестировали в приобретение оборудования компании, выпускающие ЛКМ промышленного назначения.

Вы сказали, что рост был в сумме всех направлений компании. Помимо оборудования для выпуска ЛКМ, компания «ТЕКСА» предлагает машины для различных отраслей, включая фармацевтическую и косметическую, производство смазочных материалов. В каких направлениях вы видите перспективы для роста компании на российском рынке?

10 лет назад компания «ТЕКСА» начала поставлять оборудование для производства смазочных материалов. Давайте сравним. Инвестиции в лакокрасочную отрасль окупаются через 5–10 лет. В производстве смазочных масел срок возврата инвестиций намного короче. Большие международные компаний – производители автомасел и смазочных материалов – считают, что такие проекты должны окупаться максимум в течение 3–5 лет. В них инвестируются и другие суммы: если в лакокраске есть проекты в разбеге 2–3 миллионов евро, максимум 10 миллионов евро, то когда строится завод по производству автомасел и смазочных материалов, инвестиции могут составлять 50 миллионов евро и более.

Также есть хорошие перспективы в фармацевтической отрасли. Здесь мы работаем последние несколько лет, нашли интересных поставщиков оборудования, которые входят в топ мировых лидеров по некоторым позициям. По сравнению с лакокраской, тут на порядок больше инвестиционных проектов.

Если какая-то отрасль проседает, надо смотреть другие направления развития. Так сделала в свое время и польская компания Ichemad-Profarb: помимо оборудования для выпуска ЛКМ они производят также машины по производству пластмасс и оборудования для других химических производств.

Компания «ТЕКСА» начинала в 1995 году с продаж оборудования для лакокрасочной промышленности. Это была продукция испанского Oliver y Batlle S.A. Если говорить только про лакокраску, можно сказать, что компания сохранила приверженность этому бренду?

Oliver y Batlle S.A. поставляет оборудования для лакокрасочной промышленности в 140 стран. Она занимает лидирующие позиции в секторе оборудования для ЛКМ. Все лакокрасочные компании с мировым именем знают ее. Когда мы начинали работать с испанцами и рассматривали перспективы работы на российском рынке, они нас сразу успокоили одной фразой: «Если вы не сможете продать наше оборудование, то это будет первая страна в мире». С этого правила, которое я запомнил на долгие годы, и начался путь «ТЕКСЫ» в лакокрасочной отрасли. За все эти годы, как посчитали испанские коллеги, на российском рынке «ТЕКСОЙ» реализовано более 1600 единиц оборудования Oliver y Batlle S.A. Первые пять лет «ТЕКСА» действительно ориентировалась на работу с этой испанской компанией. Поиском новых поставщиков мы начали заниматься уже исходя из запросов российских лакокрасочных заводов. Сейчас у компании более 30 партнеров из 12 стран. Среди них есть фирмы, которые занимают 1–3 позиции в отдельных направлениях: это Fast & Fluid Management – крупнейший мировой производитель колеровочного оборудования, Eaton Technologies – фильтрационное оборудование, OFRU Recycling – оборудование для регенерации растворителей, ATP engineering – лабораторные диссольверы и мельницы, NEURTEK Instruments – лабораторное оборудование, X-Rite – ведущий мировой производитель спектрофотометров.

Мы стараемся находить компании, с которыми до этого никто не сотрудничал. Поскольку рынок требует все более сбалансированного соотношения качества и цены, «ТЕКСА» начала сотрудничать и с китайскими производителями. Мы долго отбирали поставщиков, за которые компании не будет стыдно.

Помимо оборудования «ТЕКСА» реализует сырье. Что подтолкнуло компанию дополнить бизнес именно этим направлением?

Когда компания начала поставлять колеровочные машины, заказчики попросили комплекс, то есть оборудование и колоранты. И вот уже 20 лет мы занимаемся этими вопросами. Помимо колеровочных паст мы реализует сырье, которое в России либо практически не производится, либо качество этого сырья оставляет желать лучшего.

Например, сухие пигменты, которые производятся в Китае и Индии. В этих странах имеют свои производственные мощности практически все ведущие мировые производители пигментов. Во-первых, это обходится дешевле. Во-вторых, там нет жестких экологических требований, как в Европе, хотя сейчас вопросы экологии все острее поднимается и в Китае.

«ТЕКСА» стала первой в России, которая создала лабораторию по разработке колеровочных систем. Какие преимущества дало на тот момент создание этой лаборатории?

Один из заказчиков в России попросил найти комплексное решение для своей колеровочной системы, и мы начали работать с колорантами, колеровочными пастами. Раньше компания, которая выпускала декоративные краски и создавала свою колеровочную систему, отправляла образцы свои баз за границу в компанию, которая производит колоранты. Это был длительный и неудобный процесс. Требовалась его оптимизация, чтобы при появлении новых материалов их можно было бы быстро включить в линейку колеровки. Лаборатория «ТЕКСЫ» помогает нашим партнерам в этом вопросе. Это дополнительный бонус, который позволяет быстрее и эффективнее создавать колеровочные системы.

Сейчас у компании «ТЕКСА» есть проектный отдел, есть производство некоторых видов оборудования и комплектующих на базе сборочного цеха в г. Хотьково в Московской области. Это в основном емкостное оборудование и диссольверы. В связи с чем «ТЕКСА» не запускает собственное производство аналогов европейского оборудования для выпуска ЛКМ?

Есть три компании. «ТЕКСА» – закупает и продает оборудование. «ЛКМ Проект», которой 10 лет, занимается проектированием предприятий, речь идет в основном о лакокрасочной промышленности, производстве смазочных масел. «ТЕКСА Химмаш» – это предприятие в Хотьково, на базе которого выпускается емкостное, насосно-фильтровальное оборудование, отдельные реактора, двухосевые диссольверы, специальные машины для высоковязких продуктов. Здесь же совершенствуется некоторое оборудование, которое закупается в Китае. Его не так просто продвигать на российском рынке, поскольку для этого требуется серьезная предпродажная подготовка, например, замена отдельных узлов. Компания развивается постепенно – от простого к сложному, расширяется спектр выпускаемых машин. Мы не хотим развиваться скачками, жертвовать качеством.

Производственная компания ООО «НПО «ТЕКСА Химмаш»

На фото «ТЕКСА Химмаш» – предприятие в Хотьково, на базе которого выпускается емкостное, насосно-фильтровальное оборудование, отдельные реактора, двухосевые диссольверы, специальные машины для высоковязких продуктов. Здесь же совершенствуется некоторое оборудование, которое закупается в Китае. Фото предоставлено компанией «ТЕКСА».

То есть для «ТЕКСА Химмаш» в приоритете лакокрасочная отрасль?

Когда мы говорим про емкостное оборудование, это может быть и производство масел, фармацевтика и косметика. Тем не менее, в этом направлении «ТЕКСА Химмаш» на 70–80 % работает на лакокрасочные предприятия. 20–30 % от всего завода приходится именно на емкостное оборудование. В лакокраске мы знаем почти все тонкости производства, поэтому компании здесь проще работать, имея внушительный опыт.

Из какого сырья изготавливается оборудование «ТЕКСА»?

Нержавеющая часть (марки 304 и 316) в России почти не производится. Все предприятия вынуждены ее закупать за рубежом. Из российского стараемся брать валы, трубы, электродвигатели, измерительную аппаратуру.

У компании есть представительства в Казахстане, Белоруссии и Украине. Это основные экспортные направления?

В приоритете отечественный рынок – 85–90 %. Масштаб работ здесь настолько велик, что мы пока не думаем о массовых экспортных поставках. С Украиной по известным причинам компания практически не работает. На экспорт в Казахстан и Белоруссию идут незначительные поставки уже импортированного в Россию оборудования. Не могу назвать поставки машин в Казахстан или Белоруссию значительными, как нельзя сказать, что там есть крупные инвестиции.

В интервью журналу «Промышленные покрытия» №7–8 2017 генеральный директор «НЕТЦШ ТУЛА» Дмитрий Елисеев сказал, что «если мы хотим получить надежное, качественное оборудование, прогнозируемого качества от партии к партии, то это в первую очередь импортные машины. Причем не только поставленные из-за рубежа, но и собранные в России». С чем вы согласны или не согласны?

Здесь можно провести параллель с автомобилестроением. Импортные машины и комплектующие всегда более привлекательны, это проверенное десятилетиями качество. С зарубежными производителями проще работать, поскольку они, в отличие от российских коллег, всегда стараются выдерживать указанные сроки производства. К тому же зарубежные специалисты хорошо знают процессы производства, для которых они изготавливают комплектующие. Российским коллегам не всегда хватает знаний процессов своих клиентов, поэтому они зачастую не могут чувствовать и сделать именно такое исполнение комплектующих, которые необходимы для производства оборудования. Приходится самостоятельно додумывать некоторые моменты. Западные производители всегда знают, что необходимо для той или иной машины. Однако никто не отменял ценовой вопрос. В этом контексте конкурентоспособнее отечественные производители. Если компанию «ТЕКСА» устраивает качество комплектующих и стоимость, мы выберем российские материалы. Мы и сейчас продолжаем поиск отечественных производителей качественных комплектующих, но их не так просто найти.

Как вы оцениваете уровень технологического износа российских лакокрасочных предприятий?

Сейчас картина гораздо оптимистичнее, чем восемь лет назад. Если в 2010 году 80 % парка нужно было менять, то сейчас осталось 40–50 %. Предприятия осознали, что для качественного скачка нужно обновлять мощности.

Что нужно заменять в первую очередь?

Надо менять реакторное оборудование для выпуска высококачественных смол и лаков, заменять оборудование для диспергирования и розлива, фильтрации, регенерации растворителей. Из самого существенного по стоимости оборудования, подлежащего замене, я бы выделил мельницы. Сейчас на многих заводах стоят старые мельницы открытого типа, которые практически сняты с производства мировыми производителями. На российских заводах еще много таких старых мельниц, производительность 3 старых мельниц равна одной или двум новым мельницам закрытого типа.

В год экологии особенно актуальна тема бережливого производства. Например, «Камаз» в 2017 году сэкономил благодаря таким кайдзен-проектам (проекты, улучшающие все аспекты деятельности предприятия) 1,4 миллиарда рублей. Насколько активно продвигается эта тема на российских лакокрасочных заводах?

Десять лет назад об этом мало кто думал из предприятий, причем касается это не только лакокрасочной отрасли. И когда заходила речь об инвестициях в производства, вопрос экологии был далеко не первым. Нормы в этой области ужесточаются, и это правильно. Поэтому предусматривать решения для безопасности экологии компании уже просто обязаны. Если мы говорим о водных красках, то обязательны системы отчистки сточных вод, Когда речь идет о красках на базе органики, то это система сжигания вредных выбросов, регенерации растворителей, которая сейчас есть практически на всех крупных предприятиях.

Бережливое производство можно считать одной из предпосылок «Индустриальной революции 4.0», которая связана с растущей автоматизацией процессов производства, интеграцией интернета в производство, начиная с проектирования изделий. Какие перспективы роботизации лакокрасочных предприятий вы видите?

Роботизация требует больших затрат. Например, в сезон компания вынуждена нанимать дополнительных сотрудников для фасовки продукции. Конечно, перспективно роботизировать этот процесс, однако у многих предприятий просто нет для этого свободного пространства. Поэтому эта перспектива очень далекая. Конечно, полезно как для производства, так и для сотрудников автоматизировать процессы подачи сырья, розлива продукции. Особенно если речь идет о выпуске алкидных материалов на базе растворителей. В Европе эти процессы максимально автоматизированы. В то же время на эти цели нужны серьезные инвестиции. Так, для оснащения производства полностью автоматическим оборудованием компании придется потратить в три раза больше средств, чем на технику с ручным управлением.

На российском рынке оборудования есть места для новых игроков, или конкуренция настолько высока, что новички не смогут закрепиться?

Рынок открыт, появляются новые компании. Другой вопрос, что этот рынок сам по себе не крупный. Я оцениваю его максимум в 50 миллионов евро. Для сравнения, фармацевтический может превышать 500 миллионов евро. К тому же машины для выпуска ЛКМ не такие дорогие, как в фармацевтике. Войти, конечно, можно, но делить небольшие инвестиции между собой компаниям не всегда интересно. Какие цели ставит перед собой «ТЕКСА» на 2018–2019 годы? Хочется, чтобы 2018 год был таким же успешным, как 2017. Для этого есть все предпосылки – проекты по строительству заводов «под ключ», некоторые из которых по лакокраске. Они намечены на 2019 год, запуск в 2020.

На ваш взгляд, каких правил ведения бизнеса должна придерживаться компания, чтобы стать успешной на рынке?

У компании должна быть команда людей, которая была бы нацелена на успех фирмы и заинтересована в этом. Сотрудники должны не только выполнять задачи, но и иметь возможность творить. Каждый сотрудник, двигаясь вперед, должен знать, что происходит в отрасли, какие есть перспективные направления промышленности и стоит ли начинать в них работу. Самое главное – это поддержка репутации компании, чтобы за реализуемое оборудование, действия сотрудников и принимаемые ими решения не было стыдно.

Источник